Большинство персональных пользователей, желающих иметь в Сети личный сайт, как правило, выбирают вариант бесплатного хостинга, благо серверов, безвозмездно предоставляющих место под персональные страницы, в настоящее время в мире очень много. Как говорится, на любой вкус и цвет. Например, на сервере FreeWeb-Space.net только англоязычных серверов такого рода можно найти около 120 штук.
Название |
URL |
Мб |
Конст
руктор |
ftp |
Набор
стандартных скриптов |
CGI, РНР,
SSI |
Наличие
рекламных баннеров |
Az.ru |
200 |
|
- |
|
|
| |
Boom.ru |
50 |
+ |
+ |
гост, книга,
форум, счетчик |
|
Да | |
By.Ru |
неогр. |
|
+ |
Чат |
|
Да | |
Chat.Ru |
10 |
+ |
+ |
гост,
книга |
|
Нет | |
Hoha.Ru |
50 |
|
+ |
|
+ |
Нет | |
Holm.Ru |
неогр. |
|
+ |
гост, книга,
чат, форум |
|
Да | |
Hotbox.Ru |
20 |
|
+ |
гост, книга,
чат, форум |
|
Да | |
Hut.Ru |
30 |
|
+ |
|
+ |
Да | |
Narod.Ru |
неогр. |
+ |
+ |
гост, книга,
чат, счетчик |
|
Да | |
NewMail.Ru |
31 |
|
+ |
|
|
Нет | |
Ussr.To |
200 |
|
- |
гост, книга,
чат, форум |
|
Да | |
Webservis |
100 |
|
+ |
гост, книга,
чат, форум и др. |
+ |
Да | |
Анорт |
1 |
|
+ |
|
|
Нет | |
Халява.ру |
2 |
|
+ |
|
|
Нет | |
TutBy |
5 |
|
- |
|
|
Нет |
В России одними из первых интер-нет-проектов, предоставлявших бесплатно место под персональные страницы, были I-Connect.ru и Halyava.ru, но они не получили большой популярности в отличие от Chat.ru, появившегося позже, но ставшего для Рунета во многом своим GeoSities.com. Именно на Chat.ru в конце 1990-х годов размещалось наибольшее количество персональных сайтов российских пользователей. Уже затем пальму первенства смогли перехватить "Народ.ру" и Boom.ru - с более качественным сервисом и большим объемом дискового пространства для создаваемых сайтов Первые серверы бесплатного хостинга предоставляли вообще, только один дополнительный сервис - доступ к файлам по ftp, затем появились сервер с управлением сайта по веб-интерфейсу и наличием примитивных конструкторов веб-страниц с минимальным набором дополнительных скриптов (как правило, гостевой книги, форума или счетчика). В настоящее время уже можно найти и хостеров, предоставляющих бесплатно возможность использования собственных РНР - и CGI-скриптов, а то и создания собственной базы данных MySQL (например, Webservis.ru или Hut.ru).
Условно говоря, все серверы бесплатного хостинга можно разбить на три большие группы.
Во-первых, это отдельные вебпроекты, предоставляющие место под персональные веб-страницы, которые создаются в основном различными студиями веб-дизайна для портфолио и провайдерами. К таким относятся, например, By.ru и Webservis.ru. Для провайдеров такие проекты являются логичным продолжением предоставляемых услуг платного хостинга, а сервер бесплатного хостинга также играет преимущественно рекламную роль.
Во-вторых, это серверы, совмещенные с предоставлением сервиса бесплатной электронной почты. Например, тот же Chat.ru, Newmail.ru и Hotbox.ru. Как правило, для них услуга бесплатного хостинга является дополнительной к основному сервису - электронной почте.
И в-третьих, это проекты, входящие наряду с другими Интернет-сервисами в состав различных порталов. Это, например, "Народ.ру", входящий в портал "Яндекса", Boom.ru, входящий в портал Mail.ru, да и упомянутый в начале статьи GeoCities.com также является частью Yahoo.
Как правило, при выборе того или иного бесплатного хостера пользователи руководствуются несколькими основными критериями : размер предоставляемого дискового пространства (оптимальный вариант - не менее 10 Мб; в настоящее время существует огромное количество серверов, предоставляющих не менее 50-100 Мб, а то и вообще неограниченный размер дискового пространства); предоставляемый для персонального сайта адрес в Интернете (желателен домен третьего уровня типа pupkin.name.ru; варианты старых GeoCities.com или Tripod.Com, предоставлявших адреса с огромным количеством слешей и длиной в несколько десятков знаков, сейчас способны отпугнуть любого потенциального пользователя). За очень редким исключением для персональных сайтов на таких серверах поддержка домена второго уровня не предусмотрена; наличие удобного веб-интерфейса управления сайтом и конструктора веб-страниц, а также ftp-доступа для более искушенных пользователей; прилагающиеся к сайту готовые гостевые книги, форумы, чаты, счетчики и т. д.
Главными же недостатками бесплатного хостинга в целом являются два основных фактора, которые обычно и становятся причиной смены того или иного бесплатного хостера и даже перехода на хостинг на коммерческой основе.
Во-первых, серверы бесплатного хостера не гарантируют постоянного предоставления услуги и в любой момент могут изменить ее условия. Очень часто это выражается либо в виде включения обязательной рекламы в страницы сайтов, либо со временем хостеры переходят на коммерческую основу (как это случилось с I-Connect.ru). Кроме того, во многих случаях практикуется удаление неактивных (заброшенных либо пустых) профилей пользователей, а то и вообще полноценных сайтов, притом без объяснения причин, как это было, например, на Newmail.ru, который в 2000 году удалил несколько сайтов религиозного содержания (протестантских ресурсов), посчитав их сектантскими.
Во-вторых, серверы бесплатного хостинга не гарантируют качество предоставляемой услуги, поэтому частые зависания всего сервера или очень медленная загрузка страниц - типичное явление для всех free-хостеров.
Наибольший резонанс в Сети в отношении серверов бесплатного хостинга, как правило, вызывает постепенная коммерциализация предоставляемых услуг, которая происходит на протяжении последних двух-трех лет как на Западе, так и в России. Если изначально большинство free-хостеров предоставляло абсолютно бесплатные услуги, то по мере дальнейшего роста каждого проекта степень халявности предоставляемого сервиса обычно уменьшается. Наиболее распространенный вариант такой коммерциализации - это принудительное размещение на страницах пользователей рекламных бан-неров: стандартного размера 468x60 внизу или вверху страницы либо всплывающего окна (pop-up) в левом или правом верхнем углу. Именно такой вариант в Рунете можно наблюдать в настоящее время на "Народ.ру" и Boom.ru. Особой разновидностью платы за хостинг в виде рекламы можно считать вариант, когда пользователи сами вставляют в код страниц банне-ры сервера, па котором они хостятся (например, By.ru, Webservis.ru). Фактически абсолютное большинство всех серверов бесплатного хостинга бесплатными можно назвать только условно - именно из-за наличия на страницах пользователей рекламных баннеров (например, на сайте Free-Center.com из 70 основных мировых серверов бесплатного хостинга только 13, то есть 18,5/6, не показывают свои баннеры на страницах пользователей).
Второй вариант коммерциализации предоставляемого сервиса обычно выражается в том, что на бесплатной основе остается некоторый минимальный набор услуг (часто и вместе с добавкой рекламных баннеров), а все, что оказывается сверх него (дополнительные услуги), становится платным. Именно таким путем пошел тот же GeoCities.com.
Ну и, наконец, как самый крайний и весьма печальный для пользователей вариант можно рассматривать тот случай, когда предоставление виртуального хостинга на бесплатной основе вообще прекращается и всем пользователям в дальнейшем предлагается платить за предоставляемые услуги. Здесь бесплатный виртуальный хостинг ничем не отличается от других различных бесплатных веб-сервисов. Как было сказано в прошлом году в пресс-релизе SpyLOG, "в развитии любого бесплатного сервиса наступает момент, когда его поддержка в первоначальном виде становится слишком дорогостоящей". Именно так обычно и обосновывается необходимость платы за те услуги, которые раньше были бесплатными.
В Рунете существуют даже специальные Интернет-проекты, которые посвящены вопросу коммерциализации услуг бесплатного хостинга. Например, сайт WEBoculus (noads.angelcities. com), по данным которого, с начала 1998 года из 142 серверов, предоставлявших абсолютно бесплатные услуги виртуального хостинга, таковыми к декабрю 2001 года остались только 47 (то есть примерно треть). Кроме точки зрения собственно хостинг-провайдеров, в Интернете в полной мере представлено и противоположное мнение - отдельных ин-тернет-юзеров, которые объявляют коммерциализации Сети чуть ли не священную войну. В Сети существуют целые движения, которые ставят своей целью борьбу с рекламой, размещаемой на сайтах пользователей, например англоязычные проекты Popups Must Die! (www.4degreez.com/ popupsmustdie) и Counterexplo-itation (www.ccxx.org). Если отбросить просто халявщиков, которые считают, что все в Интернете должно быть бесплатным, то тут есть два направления, точки зрения адептов которых имеют определенное рациональное зерно. Так, "умеренное крыло" считает, что на самом деле никакой халявы в бесплатном хостинге нет, даже если реклама и не размещается на страницах пользователей. Во-первых, веб-мастера и так просматривают значительный объем рекламы сервера, когда работают на сервисных страницах по управлению собственных сайтов, а во-вторых, еще и тестируют всю систему, которая затем используется в коммерческих целях (плюс к этому можно добавить рекламные рассылки, практикуемые многими проектами, а также внешнюю рекламу, которую пользователи делают серверу, используя предоставленный адрес). "Крайнее крыло" вообще заявляет об эксплуатации Интернет-компаниями детского труда, так как большинство персональных сайтов на серверах бесплатного хостинга фактически принадлежит подросткам (по различным данным, от 40% до 85%). Это еще одна правовая коллизия в отношении Интернет-технологий.
Но, несмотря на общие тенденции, о полной коммерциализации услуг виртуального бесплатного хостинга говорить не приходится. Не видно этого даже в отдаленной перспективе - вследствие того, что в Интернете растет количество самодеятельных веб-мастеров, не приемлющих на своих страницах - по образному выражению, встреченному мной на сайте WEBoculus, - "скачущих обезьянок, которых необходимо поймать, с тем чтобы выиграть значительную сумму в зеленых банкнотах". Фактически стартовые минимальные затраты на создание сервера бесплатного хостинга в настоящее время не очень велики. Теоретически эту услугу может предоставить даже какой-нибудь подросток, купив первичный хостинг у любого коммерческого провайдера, а то и вообще инсталлировав сервер на своем домашнем персональном компьютере (конечно, качество такого хостинга будет тоже соответствующее, хотя постепенное распространение услуг широкополосного доступа в мире снимает во многом и эту проблему). В 2001 году в Рунете даже существовал ресурс такого рода - по адресу www.russoweb. com (в настоящее время данный проект уже не работает). Особое явление среди free-хосте-ров представляют тематические хосте -ры, или контент-хостеры. Первые - это различные серверы, которые предоставляют место для сайтов определенной тематики (игровых, коммерческих и других). Наиболее полный список тематических хостеров можно найти на сервере, посвященном бесплатному хостингу, - InternetHosting.ru. Вторые - это, скажем, различные гра-фоманские серверы Рунета, предоставляющие возможность пользователям публиковать без создания собственных сайтов свои тексты в Интернете (например, "Проза.ру" - www.proza. ru) либо вести тематическую рубрику (как на "Фабрика.ру" - www.f-abri ka.ru). (О таких проектах "Планета Интернет" писала в февральском номере за этот год.) К этому же виду можно частично отнести и хостинговые услуги, предоставляемые порталом "Кирилл и Мефодий" (my.km.ru). Он предлагает возможность фактически полной интеграции частных тематических проектов в портал - в качестве специального раздела.
Особым случаем предоставления хостинга для сайтов определенной тематической направленности является и бесплатный хостинг для порносайтов. Кроме того, отдельные провайдеры готовы предоставить поддержку в виде полноценного хостинга для наиболее интересных авторских некоммерческих контент-проектов. Одним из наиболее известных случаев такого ряда является сервис, предоставляемый провайдером "Зенон Н.С.П." в рамках проекта "Хобби.ру" (www.hobby.ru). где в настоящее время размещено более ста самых разных авторских контент-проектов. Другим примером подобного рода можно также считать проект Russian Zone (www.russianzone. com).